Славянские традиции в аранжировке цветов

slavyanskie-tradicii05.jpg

Отражение традиций славянских народов в аранжировке цветов.

Говорить об истории развития искусства цветочной композиции в Европе, не затронув традиций славянских стран, было бы глубоко неверно. Огромные просторы с богатым и разнообразным растительным миром, величие и красота родного края -- все это с древнейших времен вдохновляло талантливых мастеров. Памятники материальной культуры, в том числе безвестных древнерусских мастеров, представляют нам образцы высочайшего художественного творения, в которых органично и закономерно сочетается растительная орнаментика, цветочные росписи.
Высочайшее мастерство цветочной композиции отражено во всемирно известной пекторали (IV в. до н. э.). Богатейшая растительная орнаментика воплощена в оформлении окладов икон, церковных книг, церковном облачении, в росписях церквей.
slavyanskie-tradicii07.jpgЛюбовь народа к природе, цветам находила свое выражение в обыденной жизни и быту. Так, в западных областях Украины жилые постройки украшал резной деревянный декор в форме стилизованных растений и животных. На Украине в селах из поколения в поколение передавались народные традиции и мастерство настенной росписи. Этот вид декоративного искусства и на заре своего рождения не был самостоятельным рисунком растений, цветов. Он был органично связан с архитектурой сельских построек. Мотивами орнамента чаще всего служили виноград, дубовый лист, всевозможные цветы и ягоды. Расписанные стены придавали дому декоративную выразительность. Между окнами рисунок изображал венок или букет. Внутри дома особым вниманием мастеров росписи пользовалась печь, которую расписывали пышными яркими букетами цветов. И что интересно, в одном селении люди предпочитали одни растения и определенные цвета, в другом селении -- другие. Но вместе с тем искусство росписи стало выразителем национальной духовной культуры народа, и это творчество живо и в наши дни.
В начале XX в. настенная роспись приобрела более широкую популярность, ее начали применять не только в сельском быту, но и в городах.
Большой любовью у славянских народов пользовался венок из цветов. Так, на Украине он стал одним из элементов народного костюма и свадебного убранства невесты. Традиционные свадебные венки западных областей Украины представляют собой настоящие произведения искусства. Вот примеры. Веерообразный венок из мелких цветов, перевязанный тканой лентой; надо лбом ряд позолоченных цветов, сделанных из перьев, цветы нашиты на шерстяных и шелковых лентах; свадебный венок дружки плели из барвинка, искусственных цветов и кораллов, а с венка на грудь и плечи спадают шелковые ленты. Иногда листья барвинка золотили. А сколько поэтического очарования таят в себе славянские легенды и придания о растениях! Весной девушки, украсив себя венками из весенних цветов, водили хороводы. Венок сплетали из тонких веточек цветущей березы и цветов ряста, горицвета, сон-травы, барвинка. Эти растения были символом вечной молодости. В косы вплетали соцветия калины. На Украине это кустарниковое деревце пользовалось особой любовью. Под калиной встречались влюбленные. На свадебных столах калина символизирует верность и крепкую семейную жизнь. Так народные обычаи, традиции являются составной частью общечеловеческой культуры, где органично взаимосвязаны духовная культура, религия и народное творчество.
Каждый народ имеет свою национальную самобытность, которая ярко проявляется в ритуале и художественном оформлении народных праздников, где одну из ролей играют растения и цветы. Так, в праздник святой Троицы жилище украшали цветами и ветвями. На стенах дома развешивали ветви, а пол усыпали ароматными стеблями аира, любистка. Ритуал праздника Ивана Купалы еще раз подтверждает, что все живое на земле -- и человек, и природа -- единое и неразделимое начало бытия. В ночь под Ивана Купала женщины вязали крестики из душицы и ставили их под иконой. Такой крестик символизировал долголетие. Девушки шли к реке, чтобы украсить вербу лентами, цветами. Затем сплетали венки и спускали их на воду. Венок плывет, а девушка загадывает сокровенное: выйдет ли замуж в этом году, с какой стороны придет суженый?
Во многих славянских народных праздниках остались некоторые дохристианские ритуалы и обычаи, которые сопровождались цветочным оформлением. Один из таких обычаев ярко отразился в празднике Успения. Убирая урожай зерновых, крестьянин оставлял в поле небольшой участок несобранной пшеницы или ржи. Украшали его цветами и лентами, а убирали в день Успения. Такой украшенный снопик в виде букета несли в церковь для освящения, затем хозяин хранил его до следующего урожая.
У каждого народа в определенный период развития возникали национальные особенности и направления в искусстве аранжировки цветов. Так, в начале XIX в. в России появился национальный стиль "природного" букета, для которого характерно свободное размещение цветов в вазе. В такие букеты вводили культивированные цветы и дикорастущие -- полевые, луговые, травы и злаки. Все подчинено стремлению к естественности, натуралистичности. Такие букеты мы можем увидеть в натюрмортах отечественных мастеров, на гобеленах, ювелирных работах, в росписях посуды и т. д. Художественная ценность национального русского букета заключалась еще и в том, что он вобрал в себя черты, присущие русскому духу, его культуре и гражданственности. Он стал выразителем чувств различных социальных слоев населения. Дальнейшее развитие искусства цветов формировалось под определенным влиянием Европейского Запада и естественно впитало все достижения общеевропейской школы. Накопленный опыт обогатил это искусство и способствовал дальнейшему развитию цветочной аранжировки, где неразрывное единство национального и заимство¬ванного подчинялось главному -- побудить стремление человека к совершенствованию, чтобы он, соприкасаясь с искусством цветов, учился пониманию красоты и добра.
Сегодня уже можно утверждать о вполне сформировавшейся европейской науке и школе искусства цветов. Это подтверждает научно обоснованное сочетание форм и стилей, составляющих основу классического развития искусства. Возможности совершенствования безграничны как в вопросах научно-исторического исследования, так и в дальнейшем развитии школы и технического мастерства.
Выдающийся искусствовед М. В. Алпатов писал: "Каждое новое поколение находит в старом искусстве новые ценности, проникает в глубины, которые были недоступны предшествующим векам. Старое искусство помогает нам понять и оценить наше время, и вместе с тем современность открывает глаза на то, что создавалось много веков тому назад..."
slavyanskie-tradicii06.jpgЦветочные композиции -- синтез природы и искусства. Они в большей степени, по сравнению с другими искусствами, подвластны течению времени. Они мимолетны и в то же время долговечны. Переходя из формы в форму на протяжении эпох, развиваясь и совершенствуясь, превращаясь в традицию, цветы становятся частью жизни поколений. Вот в этом и заключается победа такого нежного и трепетного искусства цветов.
Богатое наследие в развитии искусства аранжировки цветов дали страны Востока, исповедующие буддизм. В представлении народов Индии, Китая, Японии цветок одухотворен, он имеет свой характер и символ. А композиции из цветов должны воплотить в себе осознание человеком единства духа и плоти, неба и земли.

Источник: книга Корниенко Г., Добруцкий И. Искусство цветов. - М.: ВТПО Роксалана МП Диисем, 1992.

Комментировать

    Перейти на страницу https://strogino.mskobr.ru/?strogin-ru
    Перейти на страницу https://strogino.mskobr.ru/?strogin-ru

Детские и взрослые объединения

Документы

    Перейти на страницу посвященную записи в кружки
    онлайн-консультирование Службы практической психологии