Аранжировка цветов в эпоху Возрождения

vozrozhdenie.png

Возрождение в эпоху Возрождения.

В эпоху Ренессанса (XIV--XVI в.) наступает период возрождения искусства цветов.
Богатый материал цветочной композиции представлен на полотнах старых мастеров живописи. В алтарных композициях XV в. довольно часто мы можем увидеть изображение вазы с цветами. В это время натюрморт "ваза - цветы" был принят в религиозной тематике. В картинах Ганса Мемлинга (1433--1494 гг.) на религиозные темы часто изображались цветы в вазах -- ирисы, лилии, аранжировочная зелень. Белые лилии символизировали девственную чистоту девы Марии, ирис -- Марию Царицу небесную. Изображение на вазе креста с монограммой Иисуса Христа служит символом Святого духа.

Большой интерес для аранжировщиков цветов представляют натюрморты голландской школы XV--XVI вв. и более поздней отечественной школы.
Цветы компоновали в свободном стиле или в форме каскада ниспадающих линий. Хотя на первый взгляд создается впечатление определенной хаотичности в построении цветочной композиции, но при более внимательном рассмотрении работы покоряют гармоничностью линий, пропорциональностью и цветом. В букет входили от 30 до 40 видов различных растений: маки, ирисы, лилии, розы, тюльпаны, гвоздики, пионы, анютины глазки, ипомея, цветы картофеля, злаки и многие другие.

И. Ф. Хруцкий "Натюрморт с цветами"

Компоновка изобразительных элементов позволяла включать в натюрморт фрукты, овощи, чучела птиц, засушенных бабочек и насекомых.
Наиболее характерны натюрморты Яна Ван Хейсума "Цветы", Абрахама Миньона "Плоды", Яна Давиде де Хема "Фрукты и ваза с цветами" и более поздние работы отечественных мастеров Ф. П. Толстого "Букет цветов, бабочка и птичка", И. Ф. Хруцкого "Натюрморт с цветами" и др.
Историческое развитие человека тесно связано с развитием среды обитания, традициями, религиозными обрядами и, наконец, модой. Желание украсить себя появилось у человека раньше, чем желание изобрести одежду. По мере цивилизации общества унифицировались стили одежды, различные средства и материалы украшений. Цветы, одно из самых древних модных украшений, прошедшее через века, очень популярно и в наши дни.

Ф. П.Толстой. Букет цветов, бабочка и птичкаЯн Ван Хейсум. Ваза с цветами

В XIV в. в Западной Европе распространилась мода на ароматы. Поэтому цветам отводилась роль не только украшения туалета дамы, но и источника аромата. Бутоньерки из ароматных мелкоцветных растений прикрепляли к прическе, корсажу, декольте и шляпе.
Мужчины вдевали цветок в петлицу. Мода быстро охватила европейские страны. В конце XV -- начале XVI вв. в Европу начался приток всевозможных экзотических растений, в том числе тропических. Мореплаватели привозили из далеких стран удивительные экзотические растения, покорившие европейцев необычной формой, цветом и изяществом -- это были орхидеи. Причудливые с приятным утонченным запахом, обладающие высокими декоративными достоинствами, орхидеи сразу же были оценены европейцами, полюбили за то, что они не походили на живые цветы, а были, как бы сделаны из шелка и атласа.
XVI в. в истории аранжировки цветов характерен еще и тем, букет стал не только украшением интерьера, но и обрел качество подарка. Он представляет собой свободно собранную связку цветов и должен обладать определенной символикой, а также выражать чувство дарящего. В эпоху Возрождения выработался взгляд законы и роль композиции в искусстве.
aranzhirovka-cvetov-vozrozhdenie001.pngЭто можно проследить по стилю Готики, когда художники придерживались стиля простого компонирования, где каждая часть произведения была в одинаковой мере подчеркнута.
На искусстве цветочной композиции отразились и различные стилевые направления архитектуры и живописи. Так, Готический стиль и поздний Ренессанс заложили определенную основу формирующейся структуры аранжировки цветов, позднее нашедшие широкое конструктивное применение, как в букете, так и в цветочной композиции. Готический художественный стиль, распространившийся в позднем средневековье по всей Западной Европе, характеризуется подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму.
Вертикальная опорная линия и в современном искусстве аранжировки цветов составляет основу прямостоящей структуры, выражает динамику, стремление.

aranzhirovka-cvetov-vozrozhdenie002.png

Эпоха Возрождения породила жизнеутверждающее мировоззрение, а стиль Ренессанса, воспринявший элементы греко-римской архитектуры, превалировал к обобщенному монументальному образцу, к пластической выразительности объемов.
В отличие от Готики, художники Ренессанса подчиняют отдельные части и элементы произведения главному, чем создают органическую и закономерную связь всей композиции. В цветочных композициях позднего Ренессанса в стиле классицизма заметна монументальность формы с массовым цветочным наполнением, зеленью. Цветы крупноцветные с полностью раскрытыми бутонами. Вазы из фарфора, мрамора, золоченой бронзы.
aranzhirovka-cvetov-vozrozhdenie003.pngПришедший на смену новый художественный стиль Барокко (конец XVI -- середина XVIII вв.), прославивший знать и церковь, отличался особой вычурностью и живописностью.
Прогрессивность стиля заключалась в совершенно новом представлении о безграничном многообразии мира, его вечной изменчивости, взаимосвязи человека и природы. Стиль поражал воображение человека богатой декоративностью и изяществом форм. Интерьер отличался богатой пышностью, позолотой, лепкой, скульптурой. Композиции из срезанных цветов, выполненные в стиле Барокко, представляли непременный элемент оформления богатых дворцов и светских салонов. Такие композиции обладали декоративным эффектом, виртуозностью динамичной линии.
Отражая понятие об изменчивости мира, садовники-живописцы вводят в них растения с различной степенью раскрытия бутонов. Цветочными композициями подчеркивалась световая и теневая сторона, и устанавливались они в вазы из великолепного фарфора, украшенные изысканной росписью и позолотой.

aranzhirovka-cvetov-vozrozhdenie004.png

В новом стиле Рококо (XVII -- середина XVIII вв.) отразились тенденции своей эпохи. Стилистическое направление связано с придворной аристократической культурой и характеризуется изысканной отделкой помещений. Оформлению интерьера присуща камерность. Цветы в интерьере воспринимаются успокаивающе. Главное требование к цветочной композиции -- утонченная декоративность, изящество формы, воздушность. Направление линий тяготеет к асимметрии. Вазы из фарфора -- важная составная часть композиции, часто в форме раковин.
Определенный вклад в развитие искусства цветов внес английский художник и гравер Уильям Хогарт. Его "линия красоты" также изящна и свежа, продолжает вдохновлять флористов и радовать поклонников искусства.
В эпоху Рококо мода украшения цветами дамского туалета и прически достигла совершенства и определенного "драматизма". Цветы вместе с лентами украшали бальные платья, шляпы.
Согласно английской моде (1796г.), такое украшение было в виде гирлянды из живых или искусственных цветов. В этот период прическа достигает фантастических размеров и форм. Локоны завивались и укладывались в форме раковин и все это сооружение украшалось бутоньеркой, небольшой гирляндой из цветов, перьями и драгоценностями.
Вот что рассказывает в своих мемуарах знатная дама:
"Несколько плоских бутылочек, округленных и приспособленных к форме головы, в которые наливается немного воды, и вставляются живые цветы на стеблях. Не всегда это удавалось, но если уж это удавалось, то выглядело очень красиво. Весна на голове среди белоснежной пудры производила чарующее впечатление". Мода, заимствованная на Западе, получила широкое распространение и в России. Во Франции и Германии возникают многочисленные мастерские, изготавливающие искусственные цветы и фрукты как наиболее модное дополнение к одежде.

Источник: книга Корниенко Г., Добруцкий И. Искусство цветов. - М.: ВТПО Роксалана МП Диисем, 1992.

Комментировать

    Перейти на страницу https://strogino.mskobr.ru/?strogin-ru
    Перейти на страницу https://strogino.mskobr.ru/?strogin-ru

Детские и взрослые объединения

Документы

    Перейти на страницу посвященную записи в кружки
    онлайн-консультирование Службы практической психологии