Москва, МГДД(Ю)Т, 17 марта 2011

Городская научно-практическая конференция
«Опыт и проблемы работы с кадрами в учреждениях
дополнительного образования детей»

..... 17 марта представители ГОУ ЦДТ «Строгино», зам. директора по УВР Степаненко И.Ю., зам. директора по ИМР Перфилова Т.В., методист Корнилов В.М. приняли участие в городской научно-практической конференции «Опыт и проблемы работы с кадрами в учреждениях дополнительного образования детей», которая проводилась в МГДД(Ю)Т.
..... Особое внимание на конференции отводилось вопросам кадрового обеспечения.
..... В настоящее время в московской системе образования осуществляется переход от затратной экономики к экономике развития, меняются управленческие подходы в системе финансирования.
Эти меры направлены на достижение следующих результатов:

  • создание конкурентной среды;
  • увеличение возможностей долгосрочного планирования;
  • создание условий для экономической самостоятельности.

Обсуждался также переход на новую политику в системе оплаты труда в системе ДО, которая направлена на:

  • отход от уравнительных подходов в оплате труда;
  • увеличение стимулирующей роли заработной платы;
  • дифференциацию уровня оплаты труда в зависимости от квалификации и качества труда педагогов, руководителей, специалистов.

При этом, одной из ключевых задач является повышение компетентности работника УДОД. Компетентность в общем виде понимается как «системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие  сущность профессиональной деятельности руководителей, педагогов, специалистов с целью повышения качества работы с детьми».
..... Обсуждались на конференции и проблемы аттестации кадров в свете новых нормативных документов. В процессе аттестации важнейшим элементом оценки (самооценки) выступает компетентность, которая конкретизируется в профессиональном стандарте педагогической деятельности. Стандарт квалификации включает ряд следующих необходимых профессиональных компетентностей:

  1. компетентность в области личностных качеств;
  2. компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности;
  3. компетентность в мотивированности обучающихся  (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности;
  4. компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений;
  5. компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности;
  6. компетентность в организации педагогической деятельности

Апробация порядка проведения аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности включает организацию анализа и самоанализа педагогической деятельности для подготовки к аттестации на основе  «Листа самооценки профессиональной деятельности педагога».
..... На конференции был прочитан доклад А.Б. Фоминой и М.В. Богомоловой об управлении учреждением дополнительного образования детей.
..... Отмечалось, что публичный доклад – относительно новая форма отчетности для всей системы образования. Такой доклад не только является обобщением других, привычных отчетных документов (проектных, финансовых, по конкретным мероприятиям и пр.), но и представляет итоги комплексного анализа деятельности образовательного учреждения за год. Основная цель доклада – определение результатов работы, а также проблем развития учреждения в будущем. В докладе сопоставляется внутренняя «самооценка» учреждения с внешней оценкой. Это дает возможность как руководителям, так и органам управления образования и общественности получить развернутое представление о состоянии дел в учреждении. Зафиксированные недостатки и «точки роста» позволяют наметить перспективные направления работы. Таким образом, публичный доклад можно рассматривать как действенный инструмент управления качеством образования.
В представленном докладе  была системно проанализирована деятельность всех подразделений МГДД(Ю)Т за истекший год и выделены приоритетные цели на будущее. Среди них можно отметить, например:

  • развитие творческой ориентации детей;
  • психолого-педагогическая диагностика творческого потенциала ребенка;
  • разработка и апробация нетрадиционных программ ДО и педагогических технологий;
  • развитие кадрового потенциала УДОД.

..... По результатам конференции была принята резолюция в которой отмечается,  что одним из главных направлений в кадровой политике является разработка механизма перехода кадров УДОД на новую систему финансирования и оплаты труда.
..... Конференция констатирует, что в настоящее время под руководством Департамента образования города Москвы осуществляется работа по определению перечня образовательных и других видов услуг с целью формирования государственного задания учреждениям дополнительного образования детей.
..... Разрабатываются критерии оценки качества выполнения образовательных услуг. Формируется единая городская система работы с кадрами УДОД, включающих мониторинг кадрового обеспечения и системы поддержки молодых специалистов.

..... Участники городской конференции предлагают Департаменту образования города Москвы совместно с городским Советом директоров  учреждений дополнительного образования детей:

  • Разработать комплекс мер по повышению социального статуса работников УДОД с целью притока молодых квалифицированных кадров.
  • Разработать систему оценки качества профессиональной деятельности различных категорий работников УДОД.
  • Создать на уровне города систему общественной поддержки дополнительного образования детей в различных формах (профессиональные сообщества, фонды), в том числе финансовый механизм поощрения лучших педагогических коллективов УДОД по итогам каждого учебного (финансового) года.
  • Усовершенствовать процедуру аттестации кадров УДОД на основе разработанных критериев оценки качества их профессиональной деятельности.
  • Организовать повышение квалификации работников УДОД по накопительной системе, включая дистанционный режим.
  • Расширить тематику курсов повышения квалификации работников УДОД, реализуемых различными учебными заведениями города с учетом специфики работы специалистов УДОД по всем направленностям.

Организовать деятельность городских методических объединений по всем направленностям дополнительного образования детей, целевые стажировки студентов московских педагогических вузов на базе городских учреждений дополнительного образования детей с последующим трудоустройством их в этих образовательных учреждениях.

В.М. Корнилов