Образовательная программа «Формирование патриотизма у детей», часть7

Учебно-тематический план занятий группы 2-го года обучения

Тема занятия Форма занятия Место
занятия
Цели и краткое содержание занятия Практическая часть Часы занятий
1. Вводное занятие. История коллектива "Московитяне".
Планы на учебный год. Правила поведения в ЦДТ "Строгино" и в поездках. Техника безопасности во время практических занятий и поездок. Экскурсия по музею.
Беседа. Экскурсия. Аудитория. Музей. Познакомить новичков с историей коллектива "Московитяне", правилами поведения в ЦДТ "Строгино".
Объяснить правила поведения во время поездок по городу и посещений государственных музеев. Объяснить правила техники безопасности во время практических занятий в хранилище музея и в аудитории.
Во время экскурсии дать детям информацию о результатах летней поисковой работы и новых находках, представленных в музее.
Экскурсия в музей.     3
2. Тема: «Москва - столица России. Символы страны, города и округа».  Рассказ. Аудитория. Знакомство с государственными символами: Гербом, Гимном, Флагом России, Москвы, округа и муниципального района. Работа с иллюстративным материалом.     3
3. Тема: «История краеведения».
1). Краеведение в России в XI-XVIII веках. Музееведение.
Тема: «История музейного дела».
1) Первые музеи мира.
Рассказ. Демонстрация портретов. Аудитория. Познакомить воспитанников с деятельностью и трудами С.У.Ремизова, В.Н.Татищева, М.В.Ломоносова. Дать понятие об истории происхождения термина "музей". Рассказать о философе Платоне и его храме муз "Мусейон". Девять муз - жительниц храма: Калиопа, Эрато, Эвтерпа, Клио, Талия, Мельпомена, Полигимния, Терпсихора, Урания.
Рассказать о восьмом чуде света -"Александрийском мусейоне"  (Александрийской библиотеке).
Работа с иллюстративным материалом. Работа с иллюстративным материалом.      2       1
4. 2) Знатоки московской старины. Музееведение.
2)Первые музеи России.
Рассказ.
Демонстрация портретов.
Аудитория. Кратко познакомить с деятельностью Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, И.Е..Забелина. Рассказать об истории и целях создания общедоступных музеев: "Кунсткамеры" (1714 г.), Оружейной палаты (1806 г.), Румянцевского музея
(1862 г.).
Работа с иллюстративным материалом.      2       1
5.  3) Московские бытописатели и первые фотожурналисты Москвы. Музееведение.
3) Знаменитые коллекционеры, меценаты, благотворители.
Рассказ. Демонстрация портретов. Аудитория. Кратко познакомить с деятельностью и трудами: В.А.Гиляровского, И.П.Павлова - создателей первой энциклопедии Москвы. Кратко познакомить с деятельностью Н.Б.Юсупова, К.Т.Солдатенкова, Н.П.Румянцева, А.П. и А.А.Бахрушиных,
П.М.Третьякова.
Работа с иллюстративным материалом.     2      1
6. 4) Краеведы Советского времени. Музееведение.
4) Естественнонаучные коллекции.
Рассказ. Демонстрация портретов. Аудитория. Кратко познакомить с деятельностью и трудами: Д.Н. Анучина, А.В.Богушинского, В.В.Богданова, С.Ф.Ольденбурга, А.С.Ферсмана, Л.С. Берга и других. 1929 г. - разгром краеведческого движения. Познакомить учащихся с историей создания Московского палеонтологического музея им. Ю.А.Орлова, минералогического музея им. А.Е.Ферсмана и Государственного биологического музея им. К.А.Тимерязева. Работа с иллюстративным материалом.      2      1
7. Тема: «Здесь начиналась Москва. Древнейшие поселения московского края». 1)Новые археологические находки на территории округа. Музееведение.
5) История создания Государственного исторического музея.
Рассказ. Просмотр фрагментов видеофильма "Исторический музей". Аудитория. Дать представление о новых археологических находках, обнаруженных на территории деревни Мякинино и Алешкинского леса. Дать представление об основании Исторического музея в 1872 г., об истории его строительства, архитекторах и художниках, его оформивших. Рассказать о девяти музеях исторического профиля, входящих в состав объединения. Работа с археологической коллекцией музея. Работа с иллюстративным материалом.      2        1
8. 2) Села и деревни в XIII - начале XIV века. Музееведение
.
Тема: «Основное назначение музеев».
1) Документирование истории.
Рассказ. Аудитория. Работая с картой: проследить постепенное возникновение поселений на территории родного края и их принадлежность  определенному лицу или учреждению. Пояснить, что одна из социальных функций музея - целенаправленное отражение в музейном собрании (с помощью музейных предметов и документов) тех исторических процессов в обществе, которые изучает музей. Работа с картой - схемой округа.      2      1
9. 3) Села и деревни в XIV - начале XV века. Музееведение.
2) Исследовательская деятельность.
Рассказ. Аудитория. Работая с картой, проследить постепенное возникновение селений на территории родного края и их принадлежность  определенному лицу или учреждению. Пояснить, что процесс выработки научных знаний - основная форма изучения объекта музееведения. Работа с картой.      3
10. 4) Села и деревни в XV - начале XVI века. Музееведение.
3) Охранная деятельность.
Рассказ. Аудитория. Работая с картой, проследить постепенное возникновение селений на территории родного края и их принадлежность определенному лицу или учреждению. Пояснить, что  коллекции в государственных музеях находятся под особой охраной, которая достигается системой мероприятий, обеспечивающих сохранность фондов. Работа с картой.      2      1
11. 5) Села и деревни в XVII - XVIII века. Музееведение.
4) Образовательно-воспитательная деятельность.
Рассказ. Аудитория. Работая с картой, проследить постепенное возникновение селений на территории родного края и их принадлежность  определенному лицу или учреждению. Пояснить, что одна из основных функций музея - целенаправленная передача знаний, формирование мировоззрения; идейно-нравственное, интернациональное и эстетическое  воспитание. Работа с картой-схемой округа XVIII века.      2       1
12. Практическая работа по заданию музея.         Практические работы. Экспозиция музея. Хранилище музея. Дать возможность самостоятельно выполнить задания сотрудников музея по частичной, а возможно и полной реставрации предметов музейного значения. Изготовление «новоделов», макетов, пособий.        3
13. Практическая работа по заданию музея.          Практические работы. Экспозиция музея. Хранилище музея. Дать возможность самостоятельно выполнить задания сотрудников музея по частичной, а возможно и полной реставрации предметов музейного значения. Изготовление «новоделов», макетов, пособий.        3
14. Тема: «Годы смуты на северо-западной окраине Москвы».
1)Россия на рубеже XVI - XVII веков. Смутное время. Музееведение.
Тема: «Классификация музеев по профилям».
1) Исторические музеи.
Рассказ.
Демонстрация фрагментов х/ф "Минин и Пожарский".
Аудитория. Познакомить учащихся с историческими событиями, происходившими на земле родного края. Пояснить, что исторические музеи - профильная группа музеев, собрания которых документируют историю развития человеческого общества. Дать представление о подразделениях этой группы музеев. Работа с картой.
Работа с иллюстративным материалом.
     2     
1
15. 2) «Тушинский вор». Музееведение.
2) Этнографические музеи.
Рассказ.
Демонстрация фрагментов х/ф "Минин и Пожарский".
Аудитория. Познакомить воспитанников с историческими событиями, происходившими непосредственно на земле родного края. Пояснить, что этнографические музеи - музеи исторического профиля, собрания которых документируют историю, особенности культуры и быта различных народов. Дать представление о подразделениях этой группы музеев. Работа с картой. Определение расположения лагеря «Тушинского вора» и "Цариковой горки".
Работа с иллюстративным материалом. Работа с иллюстративным материалом.
     2      1
16. 3) История образования села Троицкое-Лыково. Б.М.Лыков - участник событий "смутного времени". Музееведение.
3) Художественные музеи.
Рассказ.
Демонстрация иллюстративного материала и фрагментов видеофильма "Строгино".
Аудитория. Познакомить учащихся с историческими событиями, происходившими непосредственно на земле родного края. Пояснить, что художественные музеи - это профильная группа музеев, собрания которых включают  художественные произведения и отражают историю развития изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Дать представление о подразделениях этой группы музеев. Работа с иллюстративным материалом. Заслушивание сообщения об этом времени члена исследовательской группы.      2       1
17 Тема: «Петровское время и земли села Троицкое-Лыково».
1)Нарышкины - новые хозяева казенных земель. Музееведение.
4) Технические музеи.
Рассказ. Демонстрация фрагментов х/ф "Россия молодая". Аудитория. Дать представление о грандиозных переменах в русской архитектуре, культуре (литература, театр, науки) и в быту. Пояснить, что технические музеи - это профильная группа музеев, собрания которых документируют историю развития техники. Дать представление о подразделениях этой группы музеев. Работа с иллюстративным материалом.      2       1
18.. 2) Екатерина Ивановна Нарышкина и Кирилл Григорьевич Разумовский - новые владельцы Троицкое-Лыково. Музееведение.
5) Естественнонаучные музеи.
Рассказ.
Демонстрация фрагментов документального видеофильма.
Аудитория. Рассказать об удивительной судьбе К.Г.Разумовского и значимости его деятельности в российской истории. Пояснить, что естественнонаучные музеи - это профильная группа музеев, собрания которых документируют процессы, происходящие в природе, взаимодействие природы и общества, а также историю развития естественнонаучных дисциплин. Дать представление о подразделениях этой группы музеев. Работа с иллюстративным материалом.      2      1
19. Тема: «Гроза 1812 г.».
1) Москва и ближайшее Подмосковье в предвоенные годы. Музееведение.
6) Литературные музеи.
Рассказ. Демонстрация фрагментов х/ф. "Война и мир". Аудитория. Дать представление о событиях, произошедших непосредственно на родной для школьников земле и  об опасности, грозившей не только Москве, но и всей России. Пояснить, что литературные музеи - это профильная группа музеев, собрания которых документируют историю и современное развитие литературы. Дать представление о подразделениях этой группы музеев. Работа с картами и иллюстративным материалом.      2      1
20. 2) Наполеоновские войска в Москве и в селах родного края. А.С.Фигнер - герой войны 1812 г. Музееведение.
7) Музеи-заповедники.
Рассказ. Демонстрация фрагментов х/ф. "Война и мир". Аудитория. Дать представление о масштабах беды, пришедшей на северо-западную окраину Москвы с наполеоновскими войсками. Пояснить, что историко-культурные музеи-заповедники -это  музеи, созданные на основе комплексов, ансамблей и отдельных памятников истории и культуры. Ввиду  особой исторической, научной и художественной ценности этих памятников, решением Правительства они объявлены историко-культурными заповедниками. Профиль музея-заповедника определяется в зависимости от характера памятников. Работа с картами и иллюстративным материалом.      2      1
21. 3) Москва в памятниках о войне 1812 г. Повторение пройденной темы. Музееведение.
8) Мемориальные музеи.
Рассказ. Демонстрация фрагментов документального видеофильма. "Москва на все времена". Аудитория. Рассказать о малоизвестных для учащихся архитектурных и скульптурных памятниках Москвы, возведенных в память о событиях войны с Наполеоном. Провести викторину по пройденной теме с целью проверки степени усвоенного материала Пояснить, что мемориальные музеи - музеи, созданные в память о выдающемся событии или лице, расположенные на памятном месте или в памятном здании (музей-усадьба, дом-музей, музей-квартира) - сохраняют или воссоздают по документам мемориальную обстановку. Профиль такого музея определяется содержанием событий или характером деятельности человека, которому он посвящен. Работа с картой Москвы и с иллюстративным материалом.       2      1
22. Тема: «Москва послепожарная».
1)Архитектура, интерьеры домов, мода. Музееведение.
9) Отраслевые музеи.
Рассказ.
Демонстрация фрагментов документального фильма из серии "Москва на все времена".
Аудитория. Дать представление о значительных переменах в архитектурном облике Москвы. Пояснить, что отраслевые музеи - это музеи, профиль которых определяется связью с конкретной областью (или отраслью) производственной деятельности.  Как правило, представляют собой ведомственные музеи. Например: Музей 2-го часового завода. Работа с иллюстративным материалом.      2      1
23. 2) Дворянский век. Генерал-лейтенант Н.А.Бутурлин. Музееведение.
10) Народные и школьные музеи.
Рассказ. Аудитория. Дать представление о времени на примере биографии одного человека. Пояснить, что "народный"-звание, присваиваемое местными органами власти музею на основании специально разработанных критериев деятельности музея и при наличии условий для хранения и экспонирования музейных собраний.
Школьные музеи - музеи, созданные в школах и внешкольных учреждениях. Комплектование, учет, хранение и использование собраний музея осуществляется в соответствии с учебно-воспитательными задачами учреждения.
Работа с иллюстративным материалом.
Задание: расположить на контурной карте округа "дворянские гнезда".
     2      1
24. 3) Жизнь дворянской усадьбы (Братцево и Покровское - Стрешнево). Музееведение.
Тема: «Комплектование музейного фонда».
  • Понятие "музейный предмет".
Рассказ. Демонстрация фрагментов х/ф "Барышня-крестьянка". Аудитория. Познакомить учащихся с историей возникновения и традициями  "дворянских гнезд". Пояснить, что музейный предмет - это памятник истории и культуры, изъятый из среды бытования и прошедший все стадии научной обработки, а затем включенный в состав музейного собрания. Работа с иллюстративным материалом.      2      1
25. 4) Преобразования в жизни Строгино и окружающих сел. Музееведение.
2) Источники поступления и комплектование музейных предметов.
  Аудитория. Познакомить с возникающими в окружающих селах мастерскими и артелями. Пояснить, что источником поступления и комплектования музейных предметов, может быть лицо, организация или учреждение, которые предоставили музею принадлежащие им предметы музейного значения. Работа с картой округа.
Задание: расположить на контурных картах округа населенные пункты с вновь образованными артелями и мастерскими.
     2      1
26. Тема: «Языческие корни христианских новогодних обрядов». 1)История встречи Нового года (обычай ставить елку и традиция украшения елки). Рассказ.
Просмотр фрагментов видеофильма "Москва Рождественская" из серии "Москва на все времена".
Аудитория. Объяснить смысловое значение легенд и мифов о традиции установки и украшения зеленой елочки. Вспомнить легенду о рождении Христа.
Рассказать о московских праздниках и праздничных базарах.
Изготовить самостоятельно поздравительные новогодние открытки.      3
27. 2)"Биография Деда Мороза" и символика елочных украшений. Рассказ. Аудитория. Рассказать о восточнославянских корнях  образа "мороза" и о его превращении в Деда Мороза, прообразом которого является святой Николай-Чудотворец.   Рассказать о вере древних людей в магию дерева, в то, что в деревьях живут духи плодородия, от которых зависит урожай. Вера, что ель - "мировое дерево" - символ самой жизни.  Повесть о стеклодувах города Зальцбурга, придумавших первые стеклянные украшения.   Изготовить самостоятельно новогодние поздравительные открытки и елочные украшения.      3
28 Работа по каникулярному плану ЦДТ "Строгино". Практическая работа по заданию музея.           Работа по каникулярному плану ЦДТ "Строгино". Дать возможность воспитанникам самостоятельно выполнить задания сотрудников музея по частичной, а возможно и полной реставрации предметов музейного значения. Изготовление «новоделов», макетов, пособий.      3
29. Работа по каникулярному плану ЦДТ "Строгино". Практическая работа по заданию музея.                Работа по каникулярному плану ЦДТ "Строгино". Дать возможность учащимся самостоятельно выполнить задания сотрудников музея по частичной, а возможно и полной реставрации предметов музейного значения. Изготовление «новоделов», макетов, пособий.      3
30. Работа по каникулярному плану ЦДТ "Строгино". Практическая работа по заданию музея            Работа по каникулярному плану ЦДТ "Строгино". Дать возможность воспитанникам самостоятельно выполнить задания сотрудников музея по частичной, а возможно и полной реставрации предметов музейного значения. Изготовление «новоделов», макетов, пособий.      3
31. Тема: «Москва купеческая и первые заводы северо-западной окраины». 1)Мануфактуры на территории современного СЗАО. Музееведение.
3) Общеисторические исследования предметов во время комплектования.
Рассказ. Рассказ. Аудитория. Аудитория. Дать представление о развитии малых производств на территории современного СЗАО. Рассказать о хозяевах предприятий, условиях труда и жизни рабочих. Пояснить, что историческая ценность музейного предмета - это значимость предмета как памятника истории, определяемая его связью с историческими событиями и процессами. Работа с картой.
Нанесение на контурную карту  первых мануфактур, появившихся на территории современного СЗАО.
     2      1
32. 2) Купеческий род Карзинкиных. Их вклад в развитие своей подмосковной усадьбы. Участие семьи Карзинкиных в жизни Москвы. Музееведение.
4) Планирование комплектования музейных фондов.
Рассказ. Аудитория. Рассказ о большой купеческой семье Карзинкиных, о производствах, магазинах, гостиницах и доходных домах в Москве, которыми владела эта семья. Об участии купцов в создании приютов, богаделен, домов бесплатных и дешевых квартир, больниц и училищ для детей, малоимущих и т.д. Пояснить, что план комплектования - это документ, раскрывающий тематику комплектования музейных фондов с указанием районов, источников и объектов комплектования. План может быть долгосрочным, пятилетним, текущим и годовым.        2      1
33. 3) Жизнь села Троицкое-Лыково и окружающих деревень в годы владения усадьбы Карзинкиными. Музееведение.
5)Необходимость создания вспомогательного фонда.
Рассказ. Аудитория. Рассказать о  переменах в городе и окрестностях, которые стали результатом деятельности семьи Карзинкиных: реставрация храмов, организация амбулатории для прихожан, постройка школы в Строгино, организация женской общины в Троицком-Лыкове и многое другое. Пояснить, что научно-вспомогательный фонд - часть музейного собрания, состоящая из различных научно-вспомогательных материалов, собранных или созданных музеем для стационарной экспозиции и различных выставок. Работа с иллюстративным и фотоматериалом из фондов музея.      2      1
34. 4) Гости усадьбы Карзинкиных в селе Троицкое-Лыково. Музееведение.
6) Назначение в музее дублетного и обменного фондов.
Рассказ. Аудитория. Дать представление о круге общения купеческой семьи Карзинкиных: братья Васнецовы, Третьяковы, Бахрушины, Ф.И.Шаляпин, С.И.Мамонтов,  К.С.Станиславский и многие другие. Пояснить, что дублетный фонд формируется в составе основного или вспомогательного фондов в целях обеспечения сохранности и наиболее рационального использования единичных экземпляров музейных предметов и создания обменного фонда. Обменный фонд создается для обмена и передачи экспонатов другим музеям. Работа с иллюстративным и фотоматериалом из фондов музея.      2      1
35. Тема: «Православный северо-запад»..
1)Храмы-памятники и часовни. Местные чтимые иконы и праздники. Музееведение.
Тема: «Методика изучения музейных предметов».
1) Что такое атрибуция музейного предмета?
Рассказ. Аудитория. Дать представление о храме не только как о культовом сооружении, но и как о памятнике в честь какого-то важного события, произошедшего в жизни человека, семьи или всей страны. Пояснить, что храм - памятник архитектуры и искусства своего времени. Объяснить, что атрибуция музейного предмета - это выявление основных признаков, определяющих название, назначение, устройство, материал, размер, технику изготовления, авторство, хронологию и географию создания и бытования предмета.  Атрибуция устанавливает связь музейного предмета с историческими событиями или лицами. Расшифровываются надписи, клейма, марки и другие знаки, нанесенные на предмет. Определяется степень сохранности предмета и описываются его повреждения. Работа с иллюстративным и фотоматериалом из фондов музея. Работа по атрибутированию предметов музейного фонда.      2      1
36. 2) История 3-х храмов в селе Троицком-Лыкове. Музееведение.
2) Классификация музейных предметов.
Рассказ-беседа. Аудитория. Дать историческую справку о событиях, предвосхитивших постройку данных храмов, о заказчиках, об архитекторах, возводивших эти сооружения. Пояснить, что классификация музейных предметов - система научной организации музейных предметов, основанная на логическом разделении  предметов по наиболее существенным признакам. Работа с иллюстративным и фотоматериалом из фондов музея.
Задание: нанести на контурную карту места расположения храмов.
     2      1
37. 3) История Спасо-Преображенского монастыря в Спас-Тушине и храма Преображения в Тушине. Музееведение.
Тема: «Учет и учетная документация фондов». 1) КП - книга поступления новых предметов.
Рассказ. Аудитория. Дать историческую справку о событиях, предвосхитивших постройку данных храмов, о заказчиках, об архитекторах, возводивших эти сооружения. Работа с иллюстративным и фотоматериалом из фондов музея.
Задание: нанести на контурную карту места расположения храмов.
     2      1
38. 4) Храмы Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве и Покровском-Стрешневе. Музееведение.
2) Акт приема.
Рассказ. Аудитория. Дать историческую справку о событиях, предвосхитивших постройку данных храмов, о заказчиках, об архитекторах, возводивших эти сооружения. Пояснить, что акт приема является юридическим документом, удостоверяющим факт приема представителем музея предмета музейного значения от его владельца с целью включения в фонды музея на постоянное или временное хранение. Работа с иллюстративным и фотоматериалом из фондов музея.
Задание: нанести на контурную карту места расположения храмов.
     2      1
39. 5) История храма Владимирской Божьей матери и часовни в память семьи Захарьиных в Куркино. Музееведение.
3) Научная инвентаризация музейных предметов.
Рассказ. Аудитория. Дать историческую справку о событиях, предвосхитивших постройку данных храмов, о заказчиках, об архитекторах, возводивших эти сооружения. Пояснить, что научная инвентаризация предметов - вторая стадия учета основного фонда, на которой фиксируются результаты изучения музейных предметов с целью юридического закрепления предметов за определенной музейной коллекцией и охраны научных данных о предмете. Работа с иллюстративным и фотоматериалом из фондов музея.
Задание: нанести на контурную карту места расположения храмов.
     2      1
40. 6) Храм иконы Божьей матери - Скоропослушницы (солдатская церковь). Музееведение.
4) Нанесение на предмет учетных обозначений.
Рассказ. Аудитория. Дать историческую справку о событиях, предвосхитивших постройку данных храмов, о заказчиках, об архитекторах, возводивших эти сооружения. Пояснить, что шифр - это сокращенное наименование музея, в котором хранится музейный предмет или научно-вспомогательный материал. Шифр является составной частью учетного обозначения, наносимого на каждую единицу учета в соответствии с требованиями действующих инструкций по учету и хранению музейных ценностей. Работа с иллюстративным и фотоматериалом из фондов музея.
Задание: нанести на контурную карту места расположения храмов. Работа по шифрованию предметов из фондов музея.
     2      1
41. 7) Храм Рождества Христова в Митино и  часовня на мемориальном кладбище. Музееведение.
5) Выдача предметов из музея и движение предметов внутри музея.
Рассказ. Аудитория. Дать историческую справку о событиях, предвосхитивших постройку данных храмов, о заказчиках, об архитекторах, возводивших эти сооружения. Пояснить, что для выдачи предмета из музея составляется акт выдачи - юридический документ, удостоверяющий факт выдачи предмета или научно-вспомогательных материалов из фондов музея на постоянное или временное пользование.
Акт внутренней передачи - юридический документ, фиксирующий факт перемещения музейных предметов или научно-вспомогательных материалов в пределах музея.
Работа с иллюстративным и фотоматериалом из фондов музея.
Задание: нанести на контурную карту места расположения храмов.
     2      1
42. Тема: «Переломные годы первой трети XX века». 1) Москва - центр первой русской революции. Музееведение.
6) Каталог музейных коллекций.
Рассказ. Аудитория. Дать представление о тревожных событиях, происходивших в первые годы XX века. Коронация Николая II, трагедия на Ходынке, создание в Москве "Общества рабочих механического производства" и "Общества московских ткачей". Террорист И.П.Каляев. Всероссийская забастовка железнодорожников. Манифест о даровании населению свобод и создании Государственной думы.  Баррикады в Москве. Работа с иллюстративным материалом.      2      1
43. 2) Революционные события и забастовочное движение на фабриках и заводах северо-запада Подмосковья. Музееведение.
7) Книга временных поступлений.
Рассказ. Аудитория. Показать революционные события на северо-западе Подмосковья как часть общероссийского революционного процесса.
Фабрика И.Н.Сувирова и завод "Проводник Тушино" - инициаторы первой волны забастовочного движения. Борьба за права рабочих после первой российской революции. Строительство радиостанции на Ходынском поле. Пояснить, что книга временных поступлений - юридический документ учета (регистрации) музейных предметов и научно-вспомогательных материалов, принятых в фонды музея на временное хранение.
Работа с иллюстративным материалом.      2      1
44. 3) Объединение разрозненных очагов революционного рабочего движения Подмосковья и их преобразование в органы новой власти. Музееведение.
8) Инвентарная книга.
Рассказ. Аудитория. Дать представление об организации Тушино-Гучковского Совета рабочих и солдатских депутатов как одного из первых объединений фабрично-заводских комитетов и советов в единую систему новых советских властных органов. Пояснить, что инвентарная книга - юридический документ, фиксирующий результаты изучения музейного предмета на второй ступени учета. Работа с иллюстративным материалом.      2      1
45 4) В.И.Ленин - тайный житель усадьбы Карзинкиных. Музееведение.
9) Книга поступлений научно-вспомогательного фонда.
Рассказ. Аудитория. Рассказать об одной из малоизвестных страниц жизни В.И.Ленина в первые годы советской власти. Жизнь в доме Карзинкиных.
Работа над "Письмом к Съезду". Пояснить, что книга поступлений научно-вспомогательного фонда - основной юридический документ учета (регистрации) материалов научно-вспомогательного фонда.
Работа с иллюстративным и фотоматериалом.      2      1
46. Тема: «Москва и Подмосковье в 20-е - 30-е годы XX века».
1)Туркменский "Дом просвещения". Музееведение.
10) Книга поступления музейных предметов на реставрацию.
Рассказ. Аудитория. Рассказать о роли туркменского «Дома просвещения» в селе Троицкое-Лыково как о новой школе кадров для входящей в СССР Туркмении. Хан Иомудский - организация новой школы. Жизнь и учеба детей-туркмен в бывшей усадьбе Карзинкиных. Отношения с селянами.  Пояснить, что книга учета поступлений музейных предметов на реставрацию - юридический документ, в котором фиксируется поступление музейных предметов на реставрацию и сдача отреставрированных предметов. Работа с иллюстративными и фотоматериалами, а также ксерокопиями архивных документов, хранящихся в фондах музея.      2      1
47. 2) Годы коллективизации на территории северо-западного округа. Село Троицкое-Лыково и А.М.Горький.
  Музееведение.
11) Книга отзывов.
Рассказ. Аудитория. Дать представление об организации первых колхозов на территории округа. Раскулачивание. Создание колхоза "Новый путь" и помощь А.М.Горького колхозу в трудные годы.   Пояснить, что книга отзывов - книга, в которой посетители музея записывают свои  впечатления, предложения и замечания. Изучение книги отзывов дает материал для анализа и совершенствования деятельности музея. Работа с иллюстративным и фотоматериалом из фондов музея.      2      1
48. 3) Водоснабжение Москвы. Музееведение.
Тема: «Хранение музейных предметов».
 1) Размещение предметов в фондохранилище.
Рассказ.   Дать представление об истории водоснабжения Москвы. Рублевская водонапорная станция. Строительство канала «Москва - Волга». Дмитровлаг. Ход строительства. Пояснить, что порядок размещения музейных предметов в фондохранилище зависит от состава фондов данного музея. Как правило, предметы хранят по типам, а внутри типов - по группам хранения, т.е. по материалам, составляющим основу предмета. Работа с картой канала, иллюстративными и фотоматериалами, копиями архивных документов, хранящихся в фондах музея.      2      1
49. 4) История строительства железнодорожного моста над шлюзом № 9, который расположен над Хорошевским спрямлением (Строгино-Щукино). Музееведение.
2) Поддержание в хранилище температурно-влажностного режима.
Рассказ. Аудитория. Показать талант и героизм людей, проектировавших и строивших мост. Дать представление о страшной цене, заплаченной за строительство - человеческих жизнях. Пояснить, что для сохранности музейного фонда необходимо соблюдать световой и температурно-влажностный режим, проводить регулярную чистку музейных предметов и уборку помещения. Работа с подлинными документами и фотоматериалами, хранящимися в фондах музея.      2      1
50. 5) История воздухоплавания в Москве. Музееведение.
3) Реставрация музейных предметов.
Рассказ. Аудитория. Дать представление о размахе строительства сети заводов, обеспечивающих производство самолетов. Рассказать о существовавших в те годы ходынском (им. М.Фрунзе), тушинском, полярном (ГВФ) аэродромах и о водном причале для самолетов на Химкинском водохранилище. Пояснить, что реставрация музейных предметов - совокупность приемов реставрационных работ, многообразие которых определяется различными целями реставрации, материалом, состоянием и типом реставрируемых предметов. Работа с иллюстративными материалами и подшивкой окружной газеты "Октябрьское поле и весь Северо-Запад".      2      1
51 Работа по каникулярному плану ЦДТ "Строгино". Практическая работа по заданию музея.              Дать возможность учащимся самостоятельно выполнить задания сотрудников музея по частичной, а возможно и полной реставрации предметов музейного значения. Изготовление «новоделов», макетов, пособий.      3
52 Работа по каникулярному плану ЦДТ "Строгино". Практическая работа по заданию музея.                  Дать возможность воспитанникам самостоятельно выполнить задания сотрудников музея по частичной, а возможно и полной реставрации предметов музейного значения. Изготовление «новоделов», макетов, пособий.      3
53.. 6) История строительства метро в Москве. От первой линии до "легкого метро". Музееведение.
Тема: «Музейная экспозиция»
1) Научное проектирование экспозиции в музее.
Рассказ. Аудитория. Рассказать об истории строительства метро в Москве и округе. Объяснить историю названий станций метро: "Полежаевская", "Октябрьское поле", "Щукинская", "Тушинская", "Сходненская", "Планерная". Проектируемые в округе линии и станции. Пояснить, что музейная экспозиция - совокупность предметов, специально выставленных для осмотра, обозрения.
Определяются цели и задачи, тема экспозиции. Выявляются  музейные материалы, которые могут составить основу. Составляется проект и документация экспозиции.
Работа со схемой метрополитена. Определение места расположения станций на карте округа.      2      1
54. 7) Тушинский машиностроительный завод. Музееведение.
2)Принципы построения музейной экспозиции.
Рассказ. Аудитория. Дать представление об истории авиастроения в Тушино. От "Особого конструкторского бюро" и "шарашки" до производителя аэрокосмической техники. Пояснить, что для построения музейной экспозиции выделяют три принципа: историко-хронологический, комплексно-тематический и проблемный. Работа с иллюстративными материалами
и подшивкой окружной газеты "Октябрьское поле и весь Северо-Запад".
     2      1
55. Тема: «Годы Великой Отечественной войны. Битва за Москву у северо-западных ее ворот».
1) Предвоенные годы в Москве и ближайшем Подмосковье. Музееведение.
3) Методы построения музейной экспозиции.
Рассказ. Аудитория. Рассказать о жизни предвоенной Москвы: о патриотическом и спортивном движении молодежи, планах строительства в окрестностях Щукино комплекса Всесоюзного института экспериментальной медицины, военных городках и складах на территории округа. История важнейших довоенных предприятий округа. Пояснить, что методы построения музейной экспозиции следующие: систематический, тематический и ансамблевый. Работа с картой округа, подшивкой окружной газеты "Октябрьское поле и весь Северо-Запад".      2      1
56 2) Будни осажденного города.
Части 251 ЗАП ПВО на территории современного СЗАО. Музееведение. Тема: «Экспозиционные материалы».
1) Вещественные памятники.
Рассказ. Аудитория. Дать представление о жизни прифронтового города. Н.С.Подключников - спасение Троицкого храма в селе Троицком-Лыкове. Работа колхозников, школьников.
Понятие "щели" (использовавшейся как бомбоубежище) Рассказать о размещении и истории боевых действий подразделений 251 Зенитно-артиллерийского полка ПВО на территории округа. Подвиг девушек-зенитчиц. Пояснить, что экспозиционными материалами называют совокупность подлинных музейных предметов, научно-вспомогательных материалов и текстов, включенных в музейную экспозицию.
Работа с иллюстративными материалами и документами из фонда музея. Работа с картой - схемой расположения военных объектов на территории округа.      2      1
57. 3) Тыл - фронту.
Рождение «атомного щита» страны. Музееведение.
2) Экспозиция мемориальных комплексов предметов.
Рассказ. Аудитория. Дать представление о жизни заводов, фабрик, колхозов, исследовательских институтов и учебных заведений в годы войны.
Рассказать о создании в 1943 г. в Щукино специальной лаборатории АН СССР под руководством И.В.Курчатова. Пояснить, что мемориальный комплекс - это экспозиция, состоящая из предметов, принадлежавших какому-либо лицу или связанных с его жизнедеятельностью.
Работа с иллюстративными материалами и подшивкой окружной газеты "Октябрьское поле и весь Северо-Запад".      2      1
58. 4) Имя на обелиске (мемориальный северо-запад.). Музееведение.
3) Экспозиция изобразительных материалов.
Рассказ. Просмотр фрагментов видеофильма о памятниках,
сооруженных в округе в память о подвигах советских людей, совершенных в годы Великой Отечественной войны.
Аудитория. Дать представление о памятниках и мемориальных комплексах, посвященных жителям северо-запада Москвы, не вернувшимся с фронтов. Пояснить, что изобразительные материалы  - это музейные предметы, содержащие информацию, зафиксированную средствами пластического искусства (например, живопись на всех видах основы в любой технике: расписные вазы, чашки и т.д.) Работа с иллюстративными материалами и подшивкой окружной газеты
"Октябрьское поле и весь Северо-Запад".
     2      1
59. Тема: «Послевоенные годы. Восстановление и развитие хозяйства и инфраструктуры на территории будущего СЗАО г. Москвы».
1)Строительство на территории современного СЗАО. Музееведение.
4) Экспозиция письменных источников.
Рассказ. Аудитория Дать представление о промышленном, жилищном, коммунальном, культурном и др. строительстве на территории будущего округа. Пояснить, что письменные источники - это один из основных видов музейных предметов, содержащих информацию, зафиксированную с помощью знаков письма. Рассказать о том, на какие виды  они подразделяются. Работа с иллюстративными материалами и подшивкой окружной газеты "Октябрьское поле и весь Северо-Запад".      2      1
60. 2) Послевоенное восстановление сельского хозяйства; история послевоенных колхозов и совхозов. Музееведение.
5) Документальные фонды и видеоматериалы.
Рассказ. Аудитория. Рассказать об истории колхозов имени А.М.Горького, имени К.В.Уханова, имени XVI Партсъезда и объединенного совхоза имени Кирова. Поселок "Китай-город" в Строгино. Работа с иллюстративными материалами и подшивкой окружной газеты "Октябрьское поле и весь Северо-Запад".      2      1
61. Тема: «История и развитие муниципальных районов СЗАО г. Москвы».
1)Строгино. Музееведение.
6) Экспозиция и вспомогательные фонды.
Рассказ. Аудитория. Дать представление об истории и современных перспективах развития Строгино. Пояснить, что предметы вспомогательного фонда (карты, схемы, таблицы, планы и т.д.) в экспозиции помогают раскрыть ее содержание, но сами не являются музейными предметами. Работа с иллюстративными материалами и подшивкой окружной газеты "Октябрьское поле и весь Северо-Запад".      2      1
62. 2) Куркино и Митино. Музееведение.
7) Как оформить текст для экспозиции и этикетки в витринах.
Рассказ. Аудитория. Дать представление об истории и современных перспективах развития районов Куркино и Митино. Пояснить, что тексты для экспозиции разрабатываются в ходе научного проектирования экспозиции. Они должны быть ясными, лаконичными и доступными для всех групп посетителей.
Тексты и этикетки - совокупность заголовков к разделам и темам, аннотаций, указателей и пр. - выступают в служебной функции.
Работа с иллюстративными материалами и подшивкой окружной газеты "Октябрьское поле и весь Северо-Запад".      2      1
63. 3) Северное и Южное Тушино. Музееведение.
Тема: «Различные выставки».
1) Музейная выставка.
Рассказ. Аудитория. Дать представление об истории и современных перспективах развития Северного и Южного Тушино. Пояснить, что музейная выставка - это временная музейная экспозиция, посвященная актуальной теме и построенная на музейных материалах. Работа с иллюстративными материалами и подшивкой окружной газеты "Октябрьское поле и весь Северо-Запад".      2      1
64. 4) Покровское - Стрешнево. Музееведение.
2) Выставка новых поступлений.
Рассказ. Аудитория. Дать представление об истории и современных перспективах развития района  Покровское - Стрешнево. Пояснить, что выставка новых поступлений отражает пополнение музейного собрания за определенный период времени и общий характер и направление работы музея по комплектованию фондов. Работа с иллюстративными материалами и подшивкой окружной газеты "Октябрьское поле и весь Северо-Запад".      2      1
65. 5) Щукино. Музееведение.
3) Мемориальная выставка.
Рассказ. Аудитория. Дать представление об истории и современных перспективах развития района Щукино. Пояснить, что мемориальная выставка посвящена памяти какого-то человека или события. При ее создании предпочтительным является использование подлинных предметов, в том числе - реликвий. Работа с иллюстративными материалами и подшивкой окружной газеты "Октябрьское поле и весь Северо-Запад".      2      1
66. 6) Хорошево-Мневники. Музееведение.
Тема: «Работа экскурсовода в музее».
1) Работа с литературой по выбранной теме.
Рассказ. Аудитория. Дать представление об истории и современных перспективах развития района Хорошево-Мневники. Пояснить, что для подготовки темы экскурсии необходимо самостоятельно изучить тот период истории, те события и тот зрительный ряд, о которых предстоит рассказывать во время экскурсии. Работа с иллюстративными материалами и подшивкой окружной газеты "Октябрьское поле и весь Северо-Запад".      2      1
67. Тема: «Северо-Западный административный округ Москвы - день сегодняшний».
1)Территория современного СЗАО. Площадь, связующие дороги и население. Музееведение.
2) Составление маршрута  экспозиции и текста экскурсии.
Беседа. Аудитория. Показать на карте расположение границ округа, внутренние границы между муниципалитетами;
основные автодороги рижского направления и платформы железной дороги; станции узкоколейки; расположение станций метро. Пояснить, что экскурсионный маршрут - это разработанный авторами порядок осмотра экспозиции, определяемый характером экскурсионной группы и темой экскурсии.
Работа с картой округа.      2      1
68. 2) Топонимика округа. Музееведение.
3) Подготовка "портфеля экскурсовода".
Рассказ, беседа. Аудитория. Объяснить принцип и причины выбора названий улиц в районах округа. Приоритетные - имена военачальников. По географическому (рижскому) направлению дорог - имена прибалтийских деятелей культуры. Также могут быть сохранены названия древних территорий. Пояснить, что "портфель экскурсовода" - это собранные в одну папку или портфель все видеоматериалы (фотографии, схемы, зарисовки), необходимые при проведении экскурсии. Работа с картами округа.      2      1
69. 3) Значение зеленых массивов, рек и водоемов, расположенных на территории округа. Мосты и путепроводы округа. Музееведение.
4) Работа по технике речи и организации дыхания экскурсовода во время ведения экскурсии.
Рассказ.
Просмотр видеофильма о Северо-Западном округе.
Аудитория. Дать представление о зеленых массивах округа; о реках, протекающих по территории округа и мостах, перекинутых над ними. Рассказать об их историческом и промышленном значении. Пояснить, что для подготовки любого устного выступления необходимо подготовить речевой аппарат определенными дыхательными и речевыми упражнениями. Работа с картой округа.      2       1
70. 4) Промышленность округа и научно-исследовательские институты. Музееведение.
5) Музейная экскурсия.
Рассказ.
Демонстрация фрагментов видеофильма.
Аудитория. Дать представление о грандиозности промышленного и научно-исследовательского потенциала нашего округа. Пояснить, что музейная экскурсия - это экскурсия по музейной экспозиции или фондохранилищу. Экскурсии могут быть обзорные, тематические, целевой направленности, учебные, специальные, занятия-экскурсии, общеобразовательные и др. Работа с картой округа. Работа с иллюстративным материалом.      2      1
71. 5) Учреждения здравоохранения округа. Музееведение.
6) Внемузейная экскурсия.
Рассказ. Аудитория. Дать представление об  истории возникновения и развития учреждений здравоохранения, расположенных на территории округа.
Пояснить, что экскурсия может быть внемузейная - это одна из форм научно-просветительской работы музеев. Эта экскурсия включает осмотр памятных мест, архитектурных сооружений, памятников природы и т.д.
Работа с картой округа.
Работа с иллюстративным материалом.
     2      1
72. 6) Учреждения образования округа. Музееведение.
7) Обзорная экскурсия.
Рассказ. Аудитория. Дать представление об истории возникновения и развития образовательных учреждений округа, о наличии в округе разнообразных учреждений образования, от детских садов до вузов. Пояснить, что обзорная экскурсия - это музейная экскурсия, целью которой является общее ознакомление посетителей с основной экспозицией музея. Она формирует общее представление о музейном собрании. Работа с картой округа.
Работа с иллюстративным материалом.
     2      1
73. 7) Места  отдыха и учреждения культуры. Рассказ. Аудитория. Рассказать о наличии на территории округа мест отдыха и учреждений культуры. Работа с картой округа.
Работа с иллюстративным материалом.
     3
74 8) Перспективы развития округа. Рассказ. Аудитория. Рассказать о планах мэрии и Префектуры по развитию  Северо-Западного округа Москвы. Работа с картой округа.       3
75 9) Повторение пройденной темы. Викторина. Аудитория. Дать возможность учащимся показать свои знания по пройденной теме. Работа с контурными картами.      3
76 Тема: «Планы развития нашего музея». Беседа. Аудитория. Дать ребятам возможность высказать свои предложения о более интересном оформлении экспозиции музея.        3
77. Подведение итогов учебного года. Планы на будущий год. Беседа. Аудитория. Подвести итог учебного года. Отметить самых активных и творчески относящихся к занятиям детей. Наградить их грамотами и значками коллектива "Московитяне".         3
78. Консервация музея.   Аудитория.           3

часть1, часть2, часть3, часть4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10

Комментировать

    Перейти на страницу https://strogino.mskobr.ru/?strogin-ru
    Перейти на страницу https://strogino.mskobr.ru/?strogin-ru

Детские и взрослые объединения

Документы

    Перейти на страницу посвященную записи в кружки
    онлайн-консультирование Службы практической психологии