Образовательная программа «Формирование патриотизма у детей», часть8

Экскурсии для учащихся 2-го года обучения

1. Поездка на смотровую площадку Воробьевых гор.
Цель: показать наш родной город с высоты птичьего полета. Рассказать о клятве А.И.Герцена и Н.П.Огарева. Проверить, могут ли ребята ориентироваться в географии города. Определить местонахождение семи высотных зданий Москвы.

2. Экскурсия по парку к озерам Покровского-Стрешнева.
Цель: познакомить учащихся с одним из самых примечательных мест нашего округа. Проиллюстрировать занятие "Места отдыха и учреждения культуры". На примере парка по-яснить, почему наш округ часто называют "легкими столицы".
3. Музей-квартира И.В.Курчатова.
Цель: познакомить воспитанников с биографией и творческой деятельностью великого ученого - И.В.Курчатова. Рассказать о значимости созданного им института.
4. Музей истории города Москвы. Археологический отдел.
Цель: проиллюстрировать занятие "Здесь начиналась Москва". Познакомиться с резуль-татами работы ежегодной археологической экспедиции, работающей на территории нашего округа (в частности, в деревне Мякинино). Поработать с картой заселения территорий Моск-вы, на которой показаны населенные пункты, входящие ныне в наш округ.
5. Экскурсия по (сохранившейся пока) части территории древнейшего поселения на территории округа - селу Спас.
Цель: дать ребятам возможность увидеть с высокой точки территорию села Спас, деревню Мякинино, панораму района Строгино, русло Москвы-реки и впадающие в нее реки - Ба-рышиху, Химку и Сходню. Обратить внимание ребят на удобное и выгодное расположение населенных пунктов в далекой древности.
6. Государственный Исторический музей.
Цель: проиллюстрировать занятие и пополнить знания по теме: "Годы Смуты в Москве". Показать подлинные портреты "действующих лиц" тех событий.
7. Бородинская панорама.
Цель: проиллюстрировать занятие и пополнить знания по теме: "Гроза 1812 г.". Обра-тить внимание учащихся на предметы материальной культуры первой трети XIX века.
8. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева.
Цель: проиллюстрировать и пополнить знания ребят по содержанию занятий "Москва послепожарная" (тема« Гроза 1812 г.») и "Послевоенные годы. Возрождение из небытия" (те-ма «Великая Отечественная война»).
9. Экскурсия в Кусково.
Цель: проиллюстрировать занятие и пополнить знания по теме: "Жизнь дворянской усадьбы". В музее можно увидеть парадные интерьеры, в которых гармонично сочетаются живопись и скульптура, мебель и многоцветные наборные паркеты, изделия из хрусталя и бронзы, мраморные камины и изразцовые печи.
10. Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей.
Цель: проиллюстрировать занятие "Купеческий род Карзинкиных. Их вклад в развитие своей подмосковной усадьбы и Москвы". Познакомить ребят с династиями российских меце-натов и благотворителей второй половины XIX - начала XX века.
11. Музей Ф.И.Шаляпина.
Цель: проиллюстрировать занятие "Гости усадьбы Карзинкиных в селе Троицком-Лыкове". Познакомить учащихся с биографией, московским периодом жизни и творчеством выдающегося, всемирно знаменитого русского певца. Увидеть уникальные действующие ме-мориальные предметы - рояль, граммофон. Послушать звучание голоса Ф.И.Шаляпина.
12. Посещение храма Живоначальной Троицы в Хорошеве.
Цель: познакомить воспитанников с интерьером одной из старейших сохранившихся на территории округа церквей, поставленной еще в 1598 г. в селе Хорошеве  вотчине Бориса Годунова.
13. Государственный центральный музей современной истории России (бывший музей Революции).
Цель: проиллюстрировать занятие и пополнить знания по теме: «Москва - центр первой русской революции. Революционные события и забастовочное движение на фабриках и заво-дах ближайшего Подмосковья (северо-западное направление)».
14. Музей-квартира А.М. Горького.
Цель: познакомить учащихся с биографией и творчеством советского писателя А.М.Горького. Проиллюстрировать занятие и пополнить знания по теме: «Годы коллективи-зации на территории современного северо-западного округа. Село Троицкое - Лыково и А.М.Горький».
15. Музей воды "Мосводоканала".
Цель: проиллюстрировать тему "Водоснабжение Москвы". Познакомить учащихся с ис-торией водопровода и канализации в Москве с древнейших времен до наших дней. Показать макеты отдельных сооружений и наиболее интересные образцы оборудования, познакомить с организацией эксплуатации систем водоснабжения и проблемами рационального использова-ния воды.
16. Музей ТМЗ.
Цель: познакомиться с историей одного из старейших заводов на территории нашего ок-руга. Проиллюстрировать занятие и пополнить знания по теме: "Особое" конструкторское бюро ТМЗ".
17. Музей «Дом на Набережной».
Цель: проиллюстрировать занятие и пополнить знания по теме: "Москва и Подмосковье в 20-е-30-е годы XX века " .
18. Музей Обороны Москвы.
Цель: проиллюстрировать занятие и пополнить знания по теме: "Великая Отечественная война"
19. Вдоль Хорошевского спрямления через шлюз №9 к Химкинскому водохрани-лищу.
Цель: проиллюстрировать занятие и пополнить знания по теме: «История строительства железнодорожного моста над шлюзом № 9, который расположен над Хорошевским спрямле-нием (Строгино-Щукино)».

Прогнозируемый результат
К концу учебного года члены коллектива "Московитяне" 2-го года обучения должны об-ладать умениями и знаниями в следующих областях:
Краеведение.
Знания:
• о географическом положении и природных условиях северо-запада Москвы;
• об истории развития Северо-Западного округа Москвы;
• об исторических персонажах  владельцах усадеб, а также о храмах, поставленных ими на территории усадеб;
• о годах лихолетья в стране и о значении северо-западной окраины Москвы в изгнании неприятеля;
• о Москве XX века и о жизни селений в годы советской власти;
• о событиях Великой Отечественной войны, происходивших на территории нашего края и о памяти народной, сохранившейся в топонимике и памятниках округа;
• об исторической обстановке в стране (на каждом изучаемом этапе), на фоне которой происходили определенные события в историческом центре Москвы и на территории нашего округа.
Умения:
• уметь ориентироваться в географических картах разных лет выпуска;
• уметь самостоятельно вести экспедиционный дневник и фонозапись воспомина-ний, а также самостоятельно обрабатывать собранный материал.
Музееведение:
Знание:
• фондов Историко-краеведческого музея ЦДиЮТ "Строгино" и их структуры;
• условий хранения музейных предметов;
• приемов необходимой частичной реставрации;
• о том, в какие организации (музеи, архивы, библиотеки) или к каким специалистам не-обходимо обращаться за консультацией.
Умение: атрибутировать предмет, пользуясь справочной литературой.

Механизм оценки знаний
Для проверки знаний ребят, занимающихся в коллективе второй год, наряду со знако-мыми по первому году обучения формами проверки знаний, можно вводить такие формы оценки:
• тесты по пройденным темам;
• викторины;
• просмотр видеофильма с выключенным звуком и самостоятельным рассказом воспитанника о предметах и событиях, изображенных на экране;
• участие в конкурсах и конференциях;
• участие в инсценировках народных праздников.

Литература, рекомендованная для чтения ребятам
2-го года обучения

1. Авдеева К.А., Записки о старом и новом русском быте.  СПб., 1842.
2. Белицкий Я.Н., Глезер Т.Н. Москва незнакомая. М., 1993.
3. Битва за Москву у Северо-Западных ворот. /Составитель Фомичев В.Т. М.:
ТИИЦ ,2001.
4. Битва за Москву.  М.: Московский рабочий, 1985.
5. Бурышкин П.А. Москва купеческая. М.: Высшая школа, 1991.
6. Бялая Г.Р. Строгино и его окрестности. М., 1997.
7. Вьюрков А.И. Рассказы о старой Москве. М., 1958.
8. Гиляровский В.А. Москва и москвичи. Сочинение в 2-х томах. Калуга: Золотая ал-лея, 1994.
9. Герои 1812 г. /Серия ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1987.
10. Глинка Ф.Н. Письма русского офицера. М. Военное издательство, 1987.
11. Думова Н.Г. Московские меценаты. М.: Молодая гвардия, 1992.
12. Демин А.А. Ходынка от Дмитрия Донского до наших дней.  М., 1997.
13. Здесь начиналась Москва. /Составитель Фомичев В.Т. М., 1997.
14. Ильин М.А. Подмосковье.  М.: Искусство, 1966.
15. Ионов П.П., Симаков В.И. Ратная слава Отечества. Книга 2 (войны эпохи Петра Ве-ликого и Екатерины II. Военная история России в XVII в.).  М., 2000 .
16. Иминов В.Т., Лютов И.С., Соколов Ю.Ф. Ратная слава Отечества. Книга 3. (Народ на защите Родины. Военная история России в XIX веке). М., 2000.
17. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994.
18. Москва. Памятники архитектуры XVIII - первой трети XIX веков. Ред. Юрова Т.В. М., 1989.
19. Москва военная. Сборник воспоминаний.  М.: Россия молодая, 1995.
20. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Ко-нец XVIII - начало XIX веков. Л., 1989.
21. Пыляев М.И. Старое житье. СПб., 1892.
22. Пыляев М.И. Старая Москва. М., 1990.
23. Рогатко С.А. Выдающиеся продовольственные предприниматели России.  М.: Пи-щепромиздат, 1999.
24. Северо-Западный округ Москвы. Энциклопедия Российских деревень.  М., 1997.
25. Скрынников Р.Г. Россия накануне "смутного времени".  М.: Мысль, 1981.
26. Соколов Ю.Ф. Ратная слава Отечества (военная история России IX - XVII век). М., 1999.
27. Старикова Л. Театральная жизнь старинной Москвы. М., 1988.
28. 100 лет русского предпринимательства. Энциклопедия купеческих родов (Из исто-рии купеческих родов). /Сост. Платонов О.Н.  М.: Современник, 1995.
29. 1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников. /Сост. Акопова Н.Н., Бережков В.В. М., 1987.

часть1, часть2, часть3, часть4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10

Комментировать

    Перейти на страницу https://strogino.mskobr.ru/?strogin-ru
    Перейти на страницу https://strogino.mskobr.ru/?strogin-ru

Детские и взрослые объединения

Документы

    Перейти на страницу посвященную записи в кружки
    онлайн-консультирование Службы практической психологии