Групповые игры для дошкольников

igry-dlya-detey002.jpg

Групповые игры для дошкольников.

Вашему вниманию мы предлагаем групповые игры для детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет. Минимальный состав группы -два-три ребенка, максимальный - шесть-семь. Каждая игра проводится в течение 3-5 минут, в зависимости от интереса детей, их возраста и особенностей. Для представленных игр требуется минимум условий и инвентаря.
Представленные игры учат детей:

  • работать в группе и сотрудничать;
  • замечать друг друга;
  • проявлять свою активность в рамках правил;
  • проявлять свое творческое начало.

Игры помогают педагогу создать благоприятное настроение в группе, чтобы можно было перейти к более концентрированным видам деятельности (например, к работе с пособиями, с материалами для поделок или с дидактическими развивающими материалами, где детям потребуется усидчивость). Мы предлагаем Вам чередовать игры, которые представлены здесь (активные игры), с играми и упражнениями, где необходима усидчивость (игры на концентрацию внимания). Благодаря такому подходу, дети не устают так быстро и способны усваивать новый материал каждый раз с интересом.
Для старших детей мы рекомендуем постепенно усложнять игры, вводить новые дополнения к правилам и передавать лидирующую роль детям по очереди. Возможно, ребятишки сами подскажут Вам интересный ход игры или ее продолжение. Не игнорируйте их предложения! Важно поддерживать воображение и творчество детей и давать им возможность видоизменять правила игры, но только тогда, когда они поняли суть основного правила и смогли его воспроизвести.
Итак, перейдем к играм.
«Мы - веселая семейка»
Описание и цель. В этой вступительной игре, которая может стать традиционной и проводиться в начале каждого занятия, принимают участие все дети. Благодаря совместным действиям и словам, легким и приятным касаниям друг к другу и выразительным движениям, развивается сплоченность группы, повышается настроение. Слова повышают уверенность детей в том, что вокруг их - друзья, и что они сами являются достаточно хорошими, чтобы суметь сделать все как надо. Данное упражнение повышает уверенность детей в своих силах и укрепляет хорошую самооценку. 
Рекомендации: проводить вначале занятия.
Возраст участников: от 3 лет.
Инструкция. Дети сидят в кругу на ковре вместе со взрослым, взявшись за руки. Педагог рассказывает стишок, показывает движения и просит детей повторять за ним. Игру можно повторить дважды, и потом каждый раз начинать с нее занятие.


Слова

Выразительные движения

Мы веселая семейка: вместе дружим и играем.

Все сидят в кругу на ковре на коленках и держаться за руки, руки ритмично качаются к центру круга и из центра под слова.

Никогда мы не скучаем,

Руки расцепляем, качаем указательный палец в знак отрицания. Брови сдвинуты (показываем угрожающе-серьезное выражение лица, как будто даем наказ)

Потому что вместе мы,

Улыбаемся, все ладошки складываем на середину ладонями вверх. Получается цветок из ладошек (смотреть фотографию).

Потому что мы сильны!

Дети показывают свои «бицепсы», загибая локти и крепко сжимая кулаки.

Добрые, хорошие, самые пригожие,

Дети гладят сами себя ладошками по голове.

Замечательные МЫ!

На слово «Мы» дети вместе хлопают один раз в ладошки.


igry-dlya-detey004.jpg


«Найдите мне девочку или мальчика»
Описание. Игра ориентирована на малознакомую группу, с целью обратить внимание детей друг на друга и выучить, как кого зовут. Обычно детям очень приятно, когда другие называют их имена. Также игра развивает внимательность и способность достигать цели.
Возраст участников: от 3 лет.
Рекомендации: проводить вначале занятия и в малознакомой группе.
Инструкция. Дети сидят в кругу на ковре. Ведущий просит: «Найдите мне девочку или мальчика, у которой...», а далее называет рисунок или цвет какой-то части одежды «потерявшегося» чада. Например: «...у которой или у которого сегодня зеленый носки (или нарисована цифра «6», или нарисован танк)». Дети смотрят друг на друга и ищут названный признак.  Каждый раз ведущий просит детей не просто показать на ребенка рукой, а назвать ее или его имя. Игра продолжается, пока всем детям в группе не уделят внимание.

«Передай невидимый предмет по кругу».
Описание. В этой игре дети проявляют свои творческие способности, развивают воображение. В коллективе повышается атмосфера доверия, появляется хорошее настроение. Благодаря данной игре у детей развивается спонтанность и возрастает умение выражать себя и свои идеи. Может оказать благоприятный эффект на детей, которые боятся совершить ошибку или застенчивы.
Возраст участников: от 3 лет.
Рекомендации: проводить вначале занятия.
Инструкция. Дети сидят в кругу. Взрослый говорит, что у него в руке находится маленький кусочек льда, который, однако, невидимый. Он передает «кусочек льда» тому, кто сидит рядом с ним и просит передать его дальше по кругу. Дети представляют что этот «кусочек» холодный. Кто-то может представить, что «лед» уже наполовину растаял, и в руках осталась талая вода. Ведущий поддерживает любые оригинальные действия с невидимым предметом. Например, кто-то его может «съесть», кто-то умоется водой, которая осталась на ладонях, кто-то  артистично покажет  какой же «лед» холодный и как холодно его рукам, когда он его держит. Игра заканчивается, когда предмет возвращается к ведущему.
Потом ведущий, советуясь с детьми, передает новый предмет. Он может быть как живой (хомячок, ежик, котенок), так и не живой (мороженное, банан, воздушный шарик). Можно передать что-то, что придумают и предложат сами дети, если они захотят с этим предметом поиграть.

igry-dlya-detey008.jpg «Чудесное превращение»
Описание. Эта игра действует на активизацию воображения детей, помогает собрать их внимание, успокоить, если группа слишком «разыгралась». Дети на время игры буквально замирают. Кроме того, игра помогает детям ощутить и почувствовать себя каким-то персонажем, возможно любимым, возможно страшным, возможно недосягаемым, что само по себе обладает хорошим психотерапевтическим эффектом, который нормализует психо-эмоциональный фон детей. Эту игру лучше проводить в начале занятия, когда атмосфера еще скованная и не все дети включены в происходящее.
Возраст участников: от 2,5 лет.
Рекомендации: проводить вначале занятия или в момент, когда дети «разыгрались» и их нужно «успокоить».
Инвентарь: «Волшебный круг» (обруч, украшенный цветным «дождиком» по периметру)
Инструкция. Детям предлагается по очереди поучаствовать в волшебном превращении с помощью «Волшебного круга». «Волшебный круг» делается очень просто: берется небольшой обруч, на который по всему периметру приматывается толстой и цветной ниткой «дождик» золотого и серебряного цвета так, чтобы он красиво свисал. Каждый ребенок должен сказать, в кого он хочет превратиться. Это может быть какое-то животное (медведь, волк, кошечка) или персонаж (человек-паук, принцесса). Ребенок встает прямо, ровно и ждет, когда ведущий проведет обруч вокруг него вверх и вниз пару раз. Лучше эти действия сопровождать звуковым эффектом («трынь - трынь - шмяк»). Таким образом, ребенок превращается в придуманный им персонаж. После того как все «превратились», ведущий расколдовывает всех, проводя волшебным «дождиком» по всем детям, которые сидят на стульчиках.

igry-dlya-detey010.jpg

«Дотроньтесь до стенки те, кто...»
Описание. Эта игра поможет маленьким детям проявить свою активность в движении, показать и увидеть, чем они отличаются от других или, наоборот, с кем и в чем похожи. Игра способствует раскрепощению, снятию напряжения от занятий. Рекомендуется ее проводить между упражнениями на концентрацию внимания или в самом конце занятия, когда остается немного времени и надо поднять настроение под конец.
Возраст участников: от 3 лет.
Рекомендации: проводить в конце занятия или в момент, когда детям нужно выплеснуть энергию.
Инструкция. Дети сидят на стульчиках в ряд у стенки. Ведущий говорит: «Дотроньтесь до стенки те, кто...» и называет какой-то признак. Например, просит перебежать тех, кто почистил сегодня зубы, тех, кто любит бананы или тех, кто любит свою маму. Иногда, чтобы проверить поняли ли дети инструкцию, можно попросить побежать только тех, кто мальчики или только тех, кто девочки, или кому 3 года. Дети, которые считают, что признак подходит к ним, добегают до стены напротив, касаются ее и бегут назад на свои стульчики.

igry-dlya-detey012.jpg «Воздушный шарик»
Описание. Игра помогает детям продемонстрировать свои актерские способности, подключает воображение, помогает снять эмоциональное напряжение, почувствовать свое тело и поднять настроение.
Возраст участников: от 3 лет.
Рекомендации: проводить в начале занятия или в момент, когда дети устали и им нужен активный отдых.
Инструкция. Дети сидят в кругу. Ведущий говорит, что мы сейчас превратились в шарики, которые надо «надуть». Дети дуют в свои кулачки, произнося звук: «шшш». При этом из сидячего положения дети медленно поднимаются и складывают руки над головой в виде полукруга. У нас получился шарик, который хочет подняться к потолку и «улететь». Теперь ведущий пройдется с «иголочкой» и проколет каждый шарик. Вначале ведущий демонстрирует, как он прокалывает самого себя и медленно со свистом: «зуууууу», поворачиваясь вокруг своей оси, падает, «сдувается» и ложиться на ковер. Вначале игры детям также можно продемонстрировать, как сдувается настоящий воздушный шарик и как из него при этом со свистом выходит воздух. Далее ведущий прокалывает детей по очереди. Можно также поинтересоваться, в какого цвета шарик превратился каждый ребенок.

igry-dlya-detey014.jpg

«У кого какой цвет»
Описание. Игра развивает память у детей, закрепляет знание названия цвета и улучшает его восприятие, а так же поднимает настроение. Кроме того, игра помогает сплотить группу и выучить имена, обратить внимание детей друг на друга.
Возраст участников: от 3 лет.
Рекомендации: проводить в середине занятия, когда дети еще не очень устали, но уже налажен эмоциональный контакт.
Инвентарь: цветные карточки формата А8 на каждого ребенка.
Инструкция. Дети сидят на стульчиках за столом в кругу. Каждому раздается карточка размера А8 из цветного  картона (цвета: желтый, синий, красный, зеленый, белый, черный и др.). По команде дети прячут карточки за спины, чтобы другим не было видно цвета. Теперь ведущий спрашивает: «У кого красный цвет?» или «Какой цвет у Вани?». Задача детей - отгадать цвет или назвать имя ребенка, у которого находится эта карточка. Если дети затрудняются ответить - ребенок показывает спрятанный цвет.

igry-dlya-detey016.jpg

«Лягушки и цапля»
Описание. Игра помогает поднять всем настроение, помочь расслабиться. Кроме того, игра тренирует внимательность и умение действовать по правилам. Между детьми и взрослым создается теплый и насыщенный эмоциональный контакт.
Возраст участников: от 3 лет.
Рекомендации: проводить в середине занятия, когда нужно детей замотивировать и заинтересовать, если они устали от трудных и неинтересных им заданий.
Инструкция. Дети сидят в кругу за столом. Ладошки детей превращаются в «лягушек», которые выбрались из болота погреться на солнышке. Но вдруг приходит «цапля», которая хочет поймать лягушек и полакомиться ими. Роль цапли на первых порах выполняет взрослый. Он пытается поймать своими ладошками ладошки детей. Дети должны в минуту опасности быстро спрятать своих «лягушек» под стол. Под столом - «болото», в котором безопасно... Но вот цапля уходит, и смелые лягушки снова выходят из болота, чтобы опять погреться на солнышке. После того, как дети поймут игру, роль цапли может переходить к кому-то из них.

igry-dlya-detey018.jpg «Мышки и Кошка»
Описание. Игра проводится аналогично игре «Лягушки и цапля», описанной выше. Эту игру можно использовать с детьми более раннего возраста, когда детям еще трудно удерживать роль без опоры на внешний предмет (на игрушку в руках). Игра помогает поднять всем настроение, помочь расслабиться, снять напряжение. Кроме того, игра тренирует внимательность и умение действовать по правилам. Между детьми и взрослым создается теплый и насыщенный эмоциональный контакт.
Возраст участников: от 2,5 лет.
Рекомендации: проводить в середине занятия, когда нужно детей замотивировать и заинтересовать, если они устали от трудных заданий.
Инвентарь: мышки для каждого ребенка и мягкая игрушка «Кошка» и «Мама-Мышка».
Инструкция. Дети сидят в кругу за столом. Каждому ребенку дают игрушку - маленького мышонка. Потом на стол «приходит» Кошка, она хочет схватить мышат. Задача детей быстро спрятать мышат под стол, там, где им будет безопасно. Когда Кошка уходит - Мышата опять выходят. Потом всех мышат забирает Мама-Мышка, чтобы покормить их сырком.

«Летающая белка»
Описание. Эта необычная игра помогает снять напряжение, поднимает настроение, а также развивает зрительно-моторную координацию и крупную моторику у детей. Игру можно проводить в конце занятия, чтобы дети ушли с хорошим настроением и немного отдохнули после других видов деятельности.
Возраст участников: от 2,5 лет.
Рекомендации: проводить в конце занятия или в момент, когда нужно успокоить детей и сконцентрировать их внимание.
Инвентарь: два шифоновых платка, мягкий мячик.
Инструкция. Дети сидят на стульчиках по периметру ковра (если дети маленькие, можно, чтобы они сидели на ковре). Ведущий показывает «Летающую белку». Предварительно он  делает ее из шифонового цветного платочка, в который завязывает мягкий шарик, а с помощью другого платочка делает длинный хвост. Назвав имя ребенка (который сидит напротив) и попросив его приготовить руки, чтобы словить белку, педагог (издавая звуковой эффект «шииии») подбрасывает «белку» наверх и вперед так, чтобы «белка» пролетела дугу и попала прямо в руки к ребенку. Дальше ведущий просит ребенка бросить «белку» таким же образом кому-то другому. Можно бросать по кругу, но лучше в разнобой. Ведущий следит, чтобы каждый бросил «белку» и к каждому бросили ее, ни про кого не забыли. Когда нужно заканчивать игру, ведущий говорит, что «белка» благодарит всех детей, что помогли ей полетать, и что она уходит к себе домой отдыхать. Через несколько занятий игру можно усложнить: привязать к хвосту белки еще один или два платка. Детям очень нравиться наблюдать, как летит белка и как развивается у нее хвост на лету.

igry-dlya-detey020.jpg
Спасибо за внимание!
Надеемся, что наши игры помогут Вам в работе с детьми!
Педагог-психолог Строкань В.А.

Комментировать



Другие публикации из этого раздела
    Перейти на страницу посвященную записи в кружки
    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМНЫЕ при Межрайонном совете директоров образовательных организаций (ОО) Митино-Строгино
    Онлайн консультация психолога

Детские объединения

Документы

    Задать вопрос администрации или руководителям коллективов и студий ЦДТ-СТРОГИНО
    онлайн-консультирование Службы практической психологии